Фестиваль графики «illúzió». Лекция Мартона Ороса «Виктор Вазарели. Рождение оп-арта»

Приглашаем на лекцию Мартона Ороса, доктора философии, директора Музея Вазарели и главного куратора коллекции фотографии и медиаискусств в Музее изобразительных искусств Будапешта. Лекция посвящена гению Виктора Вазарели и рождению оп-арта.

Искусство и культура 12+

14 декабря в Российской государственной библиотеке открывается фестиваль графики «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века», организованный РГБ совместно с Посольством Венгрии в РФ и Венгерским культурным центром в Москве. Фестиваль посвящен феноменам оптической иллюзии, перспективе и способам взаимодействия с графическим мировым наследием сегодня.

Первая лекция из насыщенной программы фестиваля посвящена истории зарождения оптического искусства (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественного течения второй половины XX века, использующего различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
 

Виктор Вазарели (1906—1997) — французский художник венгерского происхождения, родоначальник стиля оп-арт. Одной из самых ранних его работ, созданных в этом стиле, считается картина «Зебры» (1937) — здесь чёр­но-бе­лые оп­ти­чес­кие кон­тра­сты по­ро­ж­да­ют иг­ру пе­ре­страи­ваю­щих­ся кон­фи­гу­ра­ций.

В 1930-х Вазарели начал писать первые геометрические работы, се­рия порт­ре­тов сви­де­тель­ст­вует об ис­ка­ни­ях в ду­хе пост­ку­биз­ма. Опы­ты схе­ма­ти­за­ции объ­ек­та, его раз­ло­же­ния на дис­крет­ные зна­ки про­дол­жа­лись до конца 1940-х, ко­гда Вазарели, при­дя к за­клю­че­нию о на­ли­чии в при­ро­де внут­рен­ней гео­мет­рии, об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му.

В его жи­во­пи­си 1950-х годов чёр­но-бе­лые фи­гу­ры, встро­ен­ные в ре­шёт­ча­тую струк­ту­ру, ро­ж­да­ют ил­лю­зии вспы­шек, скач­ко­об­раз­ных пе­ре­ме­ще­ний, мер­ца­ний, уп­ру­гих толч­ков. Мас­тер­ст­во, с ко­то­рым Вазарели вы­зы­ва­ет ос­ле­пи­тель­ные оп­ти­че­ские виб­ра­ции, оп­ре­дели­ло его ве­ду­щую роль в на­прав­ле­нии оп-ар­та.

С 1960-х пла­сти­че­ский язык Вазарели обо­га­тил­ся цве­том — кон­тра­ст­ные цве­та соз­да­ют ил­лю­зию ко­ле­ба­ния по­верх­но­сти.

«После будапештской выставки 1969 года почти все венгерские интеллектуалы украшали свои квартиры постерами Вазарели с выставки. Многие люди покупали домашний текстиль, шторы, ковры, сделанные в стиле оп-арт. Так что в Венгрии мечта художника исполнилась: его основной идеей была демократичность искусства, когда музей и жилище сливаются в единое целое. И в Венгрии произошло то, о чем он мечтал», — рассказывает Мартон Орос.

 


 

Поделиться:

1803 дня назад
17 декабря 2019 19:00–21:00

Москва
ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал (подъезд 3, этаж 3)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов