Фестиваль графики «illúzió». Лекция Мартона Ороса «Виктор Вазарели. Рождение оп-арта»

Приглашаем на лекцию Мартона Ороса, доктора философии, директора Музея Вазарели и главного куратора коллекции фотографии и медиаискусств в Музее изобразительных искусств Будапешта. Лекция посвящена гению Виктора Вазарели и рождению оп-арта.

Искусство и культура 12+

14 декабря в Российской государственной библиотеке открывается фестиваль графики «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века», организованный РГБ совместно с Посольством Венгрии в РФ и Венгерским культурным центром в Москве. Фестиваль посвящен феноменам оптической иллюзии, перспективе и способам взаимодействия с графическим мировым наследием сегодня.

Первая лекция из насыщенной программы фестиваля посвящена истории зарождения оптического искусства (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественного течения второй половины XX века, использующего различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
 

Виктор Вазарели (1906—1997) — французский художник венгерского происхождения, родоначальник стиля оп-арт. Одной из самых ранних его работ, созданных в этом стиле, считается картина «Зебры» (1937) — здесь чёр­но-бе­лые оп­ти­чес­кие кон­тра­сты по­ро­ж­да­ют иг­ру пе­ре­страи­ваю­щих­ся кон­фи­гу­ра­ций.

В 1930-х Вазарели начал писать первые геометрические работы, се­рия порт­ре­тов сви­де­тель­ст­вует об ис­ка­ни­ях в ду­хе пост­ку­биз­ма. Опы­ты схе­ма­ти­за­ции объ­ек­та, его раз­ло­же­ния на дис­крет­ные зна­ки про­дол­жа­лись до конца 1940-х, ко­гда Вазарели, при­дя к за­клю­че­нию о на­ли­чии в при­ро­де внут­рен­ней гео­мет­рии, об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му.

В его жи­во­пи­си 1950-х годов чёр­но-бе­лые фи­гу­ры, встро­ен­ные в ре­шёт­ча­тую струк­ту­ру, ро­ж­да­ют ил­лю­зии вспы­шек, скач­ко­об­раз­ных пе­ре­ме­ще­ний, мер­ца­ний, уп­ру­гих толч­ков. Мас­тер­ст­во, с ко­то­рым Вазарели вы­зы­ва­ет ос­ле­пи­тель­ные оп­ти­че­ские виб­ра­ции, оп­ре­дели­ло его ве­ду­щую роль в на­прав­ле­нии оп-ар­та.

С 1960-х пла­сти­че­ский язык Вазарели обо­га­тил­ся цве­том — кон­тра­ст­ные цве­та соз­да­ют ил­лю­зию ко­ле­ба­ния по­верх­но­сти.

«После будапештской выставки 1969 года почти все венгерские интеллектуалы украшали свои квартиры постерами Вазарели с выставки. Многие люди покупали домашний текстиль, шторы, ковры, сделанные в стиле оп-арт. Так что в Венгрии мечта художника исполнилась: его основной идеей была демократичность искусства, когда музей и жилище сливаются в единое целое. И в Венгрии произошло то, о чем он мечтал», — рассказывает Мартон Орос.

 


 

Поделиться:

1856 дней назад
17 декабря 2019 19:00–21:00

Москва
ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал (подъезд 3, этаж 3)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов