Фестиваль графики «illúzió». Лекция «Цветная гравюра на дереве, металле и камне»

На лекции речь пойдет об истории возникновения цветной печати гравюр, мастерах, посвятивших ей свое творчество, художественных особенностях и эволюции этой техники гравирования.

Искусство и культура 12+

С появлением техники гравюры художники стремились ввести цвет в эстампы. Как это сделать? Самое простое — раскрасить бумажный оттиск. Более сложное — раскрасить саму доску и уже с неё получить цветной оттиск. И наконец, наиболее совершенное — сделать для каждого цвета свою печатную форму.

История цветной печати гравюр начинается с XVI века с работ немецких художников Лукаса Кранаха, Ганса Бургмайера, особенно, с изобретения итальянским гравером Уго да Карпи техники «кьяроскуро» — цветной гравюры на дереве. В начале XVIII века появляется особый способ создания цветных изображений, разработанный художником Жаком Кристофом Леблоном на основе теории цвета Исаака Ньютона. Леблон получал многоцветное изображение, смешивая три цвета — желтый, красный, синий и добавляя рисующий черный контур. К сожалению, этот способ оказался слишком сложным для художников XVIII и XIX веков и развитие цветной гравюры пошло по пути разложения рисунка на отдельные, не смешиваемые между собой цвета и изготовления для каждого цвета своей печатной формы. Таким способом печатали цветные оттиски в технике литографии (гравюры на камне), причем количество камней для одного изображения доходило до 20. Способ же Леблона применяется в современной полиграфии, фотографии, кино и телевидении. 
 

Лектор: Мария Ермакова, кандидат исторических наук, начальник управления специализированных отделов Российской государственной библиотеки, специалист по книжной графике и гравюре.

 

Жиль Демарто. Путти с виноградом. 1756-1776. Карандашная манера, оттиск с 3-х досок

Франческо Барталоцци. Дух ребенка. 1787. Пунктир, офорт, оттиск с раскрашенной доски 

Николас Лесюэр. Диана и Эндимион. 1729-1740. Кьяроскуро, оттиск с 3-х досок

В селе малый Ванька жил. Москва, издание И.Д. Сытина, 1889. Хромолитография


Лекция «Цветная гравюра на дереве, металле и камне» входит в программу лектория фестиваля графики «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века», который до 15 февраля проходит в РГБ. Фестиваль посвящен феноменам оптической иллюзии, перспективе и способам взаимодействия с графическим мировым наследием сегодня. Связующим звеном серии мероприятий и выставок стали работы венгерского художника с мировым именем — Иштвана Ороса.Приходите на лекцию пораньше, чтобы посмотреть выставки фестиваля.

Поднимаясь по лестнице, вы увидите театральные плакаты Иштвана. В Год театра эта небольшая экспозиция знакомит с основами графического языка художника, максимально очищая визуальный образ, оставляя лишь самую суть — выразительную визуальную метафору, не требующую никаких дополнительных разъяснений.

В Голубом коридоре и в Голубом выставочном зале — выставка «Пространство оптической иллюзии». Главный герой выставки — венгерский художник Иштван Орос, мастер оптической иллюзии. Его работы разговаривают с великими авторами из самых разных эпох и областей знания. За этой коммуникацией очень интересно наблюдать именно в библиотеке, и мы не могли не воспользоваться случаем собрать вместе книги, на которые художник прямо или косвенно ссылается.

На выставке вы не только окунетесь в удивительной мир графики Ороса, но и увидите альбомы с иллюстрациями на архитектурные темы, книги по оптическим иллюзиям и способам их создания: графика Эшера, живопись Арчимбольдо и Яна Ван Эйка. Понятие перспективы и иллюзии глубоко проникает во все сферы науки и культуры. Само человеческое мышление, как утверждают ученые, в определенной степени основано на иллюзии. Ум не показывает человеку полноценно отрисованные кадры, он соединяет фрагменты образов, словесные конструкции, эмоции — но у нас создается ощущение, что мы представляем реальный мир. Иллюзии используются в архитектуре, философии, математике, физике. Невозможные фигуры, мнимые числа, неевклидова геометрия, квантовая запутанность. Современная наука даже больше, чем культура, живет стремлением увидеть невозможное.

Поделиться:

1821 день назад
11 февраля 2020 19:00–20:30

Москва
ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Голубой зал (подъезд 3, этаж 3)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов