С появлением техники гравюры художники стремились ввести цвет в эстампы. Как это сделать? Самое простое — раскрасить бумажный оттиск. Более сложное — раскрасить саму доску и уже с неё получить цветной оттиск. И наконец, наиболее совершенное — сделать для каждого цвета свою печатную форму.
История цветной печати гравюр начинается с XVI века с работ немецких художников Лукаса Кранаха, Ганса Бургмайера, особенно, с изобретения итальянским гравером Уго да Карпи техники «кьяроскуро» — цветной гравюры на дереве. В начале XVIII века появляется особый способ создания цветных изображений, разработанный художником Жаком Кристофом Леблоном на основе теории цвета Исаака Ньютона. Леблон получал многоцветное изображение, смешивая три цвета — желтый, красный, синий и добавляя рисующий черный контур. К сожалению, этот способ оказался слишком сложным для художников XVIII и XIX веков и развитие цветной гравюры пошло по пути разложения рисунка на отдельные, не смешиваемые между собой цвета и изготовления для каждого цвета своей печатной формы. Таким способом печатали цветные оттиски в технике литографии (гравюры на камне), причем количество камней для одного изображения доходило до 20. Способ же Леблона применяется в современной полиграфии, фотографии, кино и телевидении.
Лектор: Мария Ермакова, кандидат исторических наук, начальник управления специализированных отделов Российской государственной библиотеки, специалист по книжной графике и гравюре.
Жиль Демарто. Путти с виноградом. 1756-1776. Карандашная манера, оттиск с 3-х досок
Франческо Барталоцци. Дух ребенка. 1787. Пунктир, офорт, оттиск с раскрашенной доски
Николас Лесюэр. Диана и Эндимион. 1729-1740. Кьяроскуро, оттиск с 3-х досок
В селе малый Ванька жил. Москва, издание И.Д. Сытина, 1889. Хромолитография
Лекция «Цветная гравюра на дереве, металле и камне» входит в программу лектория фестиваля графики «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века», который до 15 февраля проходит в РГБ. Фестиваль посвящен феноменам оптической иллюзии, перспективе и способам взаимодействия с графическим мировым наследием сегодня. Связующим звеном серии мероприятий и выставок стали работы венгерского художника с мировым именем — Иштвана Ороса.Приходите на лекцию пораньше, чтобы посмотреть выставки фестиваля.
Поднимаясь по лестнице, вы увидите театральные плакаты Иштвана. В Год театра эта небольшая экспозиция знакомит с основами графического языка художника, максимально очищая визуальный образ, оставляя лишь самую суть — выразительную визуальную метафору, не требующую никаких дополнительных разъяснений.
В Голубом коридоре и в Голубом выставочном зале — выставка «Пространство оптической иллюзии». Главный герой выставки — венгерский художник Иштван Орос, мастер оптической иллюзии. Его работы разговаривают с великими авторами из самых разных эпох и областей знания. За этой коммуникацией очень интересно наблюдать именно в библиотеке, и мы не могли не воспользоваться случаем собрать вместе книги, на которые художник прямо или косвенно ссылается.
На выставке вы не только окунетесь в удивительной мир графики Ороса, но и увидите альбомы с иллюстрациями на архитектурные темы, книги по оптическим иллюзиям и способам их создания: графика Эшера, живопись Арчимбольдо и Яна Ван Эйка. Понятие перспективы и иллюзии глубоко проникает во все сферы науки и культуры. Само человеческое мышление, как утверждают ученые, в определенной степени основано на иллюзии. Ум не показывает человеку полноценно отрисованные кадры, он соединяет фрагменты образов, словесные конструкции, эмоции — но у нас создается ощущение, что мы представляем реальный мир. Иллюзии используются в архитектуре, философии, математике, физике. Невозможные фигуры, мнимые числа, неевклидова геометрия, квантовая запутанность. Современная наука даже больше, чем культура, живет стремлением увидеть невозможное.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.