В апреле 1742 года в Дублине состоялась мировая премьера оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Замысел её и сейчас кажется уникальным: на склоне лет Гендель создал сочинение, фабулой которого стала вся христианская история, от пророчеств о Рождестве до размышлений о втором пришествии. Ничего подобного до него не писал ни один композитор. На современников оратория произвела колоссальное впечатление, и Гендель понимал, что останется в веках прежде всего как автор этой музыки. Однако он едва ли мог себе представить, что в XIX веке на знаменитых Генделевских фестивалях в Лондоне «Мессию» будут исполнять составом в несколько тысяч человек, или что публика XXI столетия по-прежнему будет подниматься с мест, услышав первые такты хора «Аллилуйя».
О том, какой была судьба этого сочинения, расскажет Анна Андрушкевич — музыковед, соавтор перевода книги Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде» (совместно с Романом Насоновым), куратор и участница многих лекционных проектов, в том числе циклов «Дни барокко» (2019), «Классика в кино» (2021), «Музыка в пространстве» (2020–2021). В ходе беседы будут использованы фрагменты аудио- и видеозаписей оратории, а также иллюстрации из старопечатных изданий, хранящихся в фонде библиотеки.
«Новая духовная оратория г-на Генделя, по мнению искушеннейших знатоков, намного превосходит все подобные сочинения, когда-либо написанные в нашем или любом другом королевстве» («Дублинский вестник», 10 апреля 1742).
Встреча вторая. Лондон: Филалет против Генделя
В Лондоне «Мессию» поначалу приняли холодно, и несколько лет Гендель никак не мог добиться успеха. Имени наиболее резкого критика мы даже не знаем: он подписался псевдонимом «Филалет». Между тем со временем интерес к оратории пробудился и здесь: в 1750 году в анонсе уже просили дам приходить без фижм, а джентльменов без шпаг, чтобы всем хватило места в храме. Его всё равно не хватило. Как музыка Генделя завоевала признание лондонского общества: что произошло, прежде чем равнодушие сменилось восхищением?
«Мы увидим, что история “Мессии” связана с крупным благотворительным проектом: в Лондоне строился первый приют для детей-сирот, — рассказывает Анна Андрушкевич. — Причём эта идея, пришедшая на ум отставному капитану Томасу Корэму, постепенно нашла отклик у большинства жителей столицы — от простых горожан до купцов, меценатов, высшей знати, людей искусства и короля Георга II».
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.