«Мессия» Генделя. Лондон: Филалет против Генделя

Приглашаем в Дом Пашкова на вторую встречу с музыковедом Анной Андрушкевич, посвященную оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Встреча пройдет 8 апреля, начало в 18:30.

Концерты 12+

В апреле 1742 года в Дублине состоялась мировая премьера оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Замысел её и сейчас кажется уникальным: на склоне лет Гендель создал сочинение, фабулой которого стала вся христианская история, от пророчеств о Рождестве до размышлений о втором пришествии. Ничего подобного до него не писал ни один композитор. На современников оратория произвела колоссальное впечатление, и Гендель понимал, что останется в веках прежде всего как автор этой музыки. Однако он едва ли мог себе представить, что в XIX веке на знаменитых Генделевских фестивалях в Лондоне «Мессию» будут исполнять составом в несколько тысяч человек, или что публика XXI столетия по-прежнему будет подниматься с мест, услышав первые такты хора «Аллилуйя».

О том, какой была судьба этого сочинения, расскажет Анна Андрушкевич — музыковед, соавтор перевода книги Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде» (совместно с Романом Насоновым), куратор и участница многих лекционных проектов, в том числе циклов «Дни барокко» (2019), «Классика в кино» (2021), «Музыка в пространстве» (2020–­­2021). В ходе беседы будут использованы фрагменты аудио- и видеозаписей оратории, а также иллюстрации из старопечатных изданий, хранящихся в фонде библиотеки.

«Новая духовная оратория г-на Генделя, по мнению искушеннейших знатоков, намного превосходит все подобные сочинения, когда-либо написанные в нашем или любом другом королевстве» («Дублинский вестник», 10 апреля 1742).


Встреча вторая. Лондон: Филалет против Генделя

В Лондоне «Мессию» поначалу приняли холодно, и несколько лет Гендель никак не мог добиться успеха. Имени наиболее резкого критика мы даже не знаем: он подписался псевдонимом «Филалет». Между тем со временем интерес к оратории пробудился и здесь: в 1750 году в анонсе уже просили дам приходить без фижм, а джентльменов без шпаг, чтобы всем хватило места в храме. Его всё равно не хватило. Как музыка Генделя завоевала признание лондонского общества: что произошло, прежде чем равнодушие сменилось восхищением?

«Мы увидим, что история “Мессии” связана с крупным благотворительным проектом: в Лондоне строился первый приют для детей-сирот, — рассказывает Анна Андрушкевич. — Причём эта идея, пришедшая на ум отставному капитану Томасу Корэму, постепенно нашла отклик у большинства жителей столицы — от простых горожан до купцов, меценатов, высшей знати, людей искусства и короля Георга II».

Поделиться:

756 дней назад
8 апреля 2022 18:30–20:00

Москва
ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, камерный зал отдела нотных изданий и звукозаписей
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов