На последней встрече цикла мы поговорим о периоде наивысшего расцвета русской культуры рубежа XIX—XX веков, достижения которого основывались на синтезе европейской науки, русского национального сознания и восстановлении традиции. Короткий в историческом масштабе миг русского модерна подарил мировой культуре необъятное и уникальное явление, значение которого мы пытаемся осознать и по сей день.
В середине 80-х годов XIX века Петр Чайковский обратил внимание на несоответствие европейской музыки строю православной литургии и православной архитектуры. Это замечание можно рассматривать как намек на поиск большого, всеобъемлющего национального стиля, отсутствовавшего в русской культуре. В качестве примеров первых, несколько эклектичных шагов в этом направлении можно привести духовную музыку самого Петра Чайковского, создание академического русского стиля Альфредом Парландом, Владимиром Шервудом, Василием Косяковым, и обращение к русской действительности в живописи передвижников. Этого, однако, было мало — большой стиль требовал освобождения от заимствований не только в эстетике, но в самом образе мысли и духовном настроении. Так, работы Михаила Нестерова на духовные темы встречали неприятие у его современников, равно как и ранние работы Николая Рериха, казавшиеся скорее археологией, чем искусством. В музыке этот поиск духовной аутентичности с особой силой был представлен трудами Александра Кастальского и затем Павла Чеснокова. В конечном счете, эстетические усилия множества авторов принесли в мировую художественную культуру новый большой русский стиль, вобравший в себя все достижения и традиции новой и древней Руси. Потрясающими по полноте и силе выражения этой цельной духовной системы являются творения Алексея Щусева в архитектуре, Сергея Рахманинова в музыке, Бориса Кустодиева и Кузьмы Петрова-Водкина в живописи. Традиция древнерусской красоты настолько ясно была осознана и усвоена в начале XX века, что даже самое радикальное явление мирового авангарда — супрематизм Казимира Малевича стал всего лишь логичным продолжением древней логики иконопочитания, что стало своеобразной передачей русской традиции и молодому советскому государству, в эстетике которого русский дух никогда больше не исчезал, вопреки любым трудностям. Свидетельством этого стали прекрасные работы Константина Юона, Павла Корина, Николая Голованова.
В концерте прозвучат произведения Петра Чайковского, Александра Кастальского, Сергея Рахманинова, Павла Чеснокова, Николая Голованова в исполнении хора «Патриаршие добровольцы» (дирижер — Анна Голик).
Ведущий концерта — Сергей Кругликов, кандидат философских наук, искусствовед, автор канала о визуальной культуре «Таким Образом».
Москва
ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, РГБ, Дом Пашкова
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.